Что такое сенсорика и мелкая
моторика и почему так важно их развивать?
Что такое сенсорика и почему
так важно ее развивать?
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является
сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания
состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии
с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной
деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с
одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности
играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора,
самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм
красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения
искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний
происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается
поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное,
планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В
раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно,
чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо
знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с
геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар,
куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер,
форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования,
сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В
среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые,
закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях
по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг
образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой
задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое
восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов,
выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении
грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых
звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного
развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.